Макет волокового пути. | Волоколамский кремль

Макет волокового пути.

Торгово-ремесленное поселение контролировало движение судов, занималось взиманием мыта, помогало переволакивать суда через водораздел в другую водную систему. Здесь проходил оживленный водный путь, который связывал Новгород с Рязанскими и Владимиро-Суздальскими землями. Суда прибывали по реке Ламе, далее надо было попасть в приток реки Рузы — Волошню.  Ладьи перетаскивали волоком. Далее в реку Рузу, Москву-реку, а затем в Оку (отсюда название города – Волок на Ламе, Волок Ламский, а с ХVIII в. – Волоколамск).

Несмотря на многочисленные упоминания волоков, изученность их весьма неполная. Протяженность волоков обычно составляла 5-6 км, но достигала 15-20км. Заселенность волокового пути – один из важнейших показателей его активного использования. Во-первых, путь надо было охранять. Во-вторых, его надо содержать, то есть приводить в порядок берега (чистить от зарастания, ремонтировать настилы, готовить полозы или фальшкиль – подбойный брус, подкладываемый под днище судна при переволоке). В-третьих, не всегда у путешественников хватало сил волочить судно. Приходилось нанимать местное население. В-четвертых, необходимо было держать лошадей (тягловая сила). Таким образом, поселения на концах сухого пути были просто необходимы.

Обратная связь
×